Открытый урок на тему:

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада

 

Цель урока

Расширить и закрепить знания о личности Александра Невского, о его выдающихся победах на реке Неве и Чудском озере;

Тип урока

Урок усвоения новых знаний. Технология развития критического мышления

Планируемые образовательные

результаты

Предметные: Кратко характеризуют личность Александра Ярославовича Невского в истории, дают характеристику Невской битвы и Ледового побоища, понимают историческое значение побед русичей над немецкими и шведскими рыцарями.

Метапредметные

Познавательные: владеют рациональными приёмами запоминания различного по характеру учебного материала, выделяют существенную информацию из прослушанного, рассуждают и делают выводы, структурируют знания, используя знаково-символические средства.

Регулятивные: выделяют учебную задачу для выполнения, преобразуют практическую задачу в познавательную, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют итоговый контроль деятельности по результату, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. используют речь для регуляции своих действие, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свою позицию, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной работы .

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к определению своей позиции, понимают значение собственной работы.

Основное содержание темы

1. Князь Александра Ярославович Невский.

2. Духовно-рыцарские ордена

3. Невская битва и Ледовое побоище.

4. Историческое значение побед русичей над немецкими и шведскими рыцарями.

Оборудование

Карта «Невская битва» и «Ледовое побоище»

Образовательные ресурсы

Учебник История России. С древнейших времён до XVI века. 6 класс/И.Л. Андреев, И.Н. Федоров. . : Дрофа, 2016.

Презентация “Александр Невский”, подготовленная учителем

 

 

 

Технологическая карта урока

Борьба Руси с западными завоевателями

 

Этап урока

 

Обучающие

и развивающие компоненты

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Методы, приемы,

ФОПД

 

 

Результаты

формируемые умения

УУД

Формы

контроля

I. Организационный

момент

 

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность

к уроку

Приветствуют

учителя. Организуют

рабочее место.

 

Личностные:

положительное

отношение к

учебной

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление

кластера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводное слово учителя: Давайте посмотрим с вами ролик, чтобы понять о ком пойдет речь.

 

Учитель спрашивает учеников что им известно о личности Александра Невского

 

 

Слушают учителя, записывают суть вопроса.

 

 

 

 

Ученики делятся на 2 группы и заполняют кластер (ключевое слово Александр) – 5 слов, каждый выходит и пишет слово

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Преобразуют

практическую

задачу в

познавательную.

Коммуникативные:

Используют речь

для регуляции своих действие.

Познавательные:

Рассуждают и делают выводы

 

Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Вызов

 

Формулирование цели и задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный

вопрос

Сегодня мы поговорим о выдающимся полководце и патриоте своего народа который в середине 13 века оказался в непростой ситуации на перепутье двух дорог: Востока и Запада и выбрал единственно верный путь – путь сохранения православной веры. Давайте с вами сформулируем цели и задачи урока

 

Учитель задает проблемный вопрос: Какова роль личности Александра Невского в истории Древней Руси. Данный вопрос мы должны будем рассмотреть в ходе урока

Высказывают свою точку зрения по целям и задачи урока

 

Цель: расширить и закрепить знания о личности Александра Невского, его полководческом таланте, дать характеристику Невской битвы и Ледового Побоища

 

 

 

 

ФОПД Групповая,

Метод проблемный, частично-поисковый

Коммуникативные:

Планируют учебное

сотрудничество с

учителем и

сверстниками. Познавательные:

отвечают на вопросы.

 

На альбомных листах составляют кластеры и инсерты

 

III. Осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с учебником по вариантам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с

исторической картой .

 

 

 

 

 

 

Работа с историческим источником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель проводит беседу с учениками

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После анализа источника заполняют таблицу

 

1 группа:

Читает материал на стр 135-136 (Духовно-рыцарские ордена в Прибалтике), отвечают на вопросы

2 группа:

Читает материал на стр 137-138

(Русь и Орден), отвечает на вопросы

 

1 группа

Работают с картой, анализируют схему Невская битва

2 группа

Работают с картой, анализируют схему Ледовое побоище

 

1 группа

Сведения о Невской битве

2 группа

Сведения о Ледовом побоище

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОПД – групповая, коллективно-распределительная метод – репродуктивный, частично-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Выделяют существенную информацию из прослушанного.

Познавательные:

Рассуждают и делают выводы

Личностные:

Понимают значение собственной работы

 

Устные ответы, работа с исторической картой, учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Рефлексия

 

Обобщающая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение проблемного вопроса

Предлагает учащимся кратко характеризовать обе битвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наводящими вопросами направляет рассуждения учащихся.

 

Закончите предложения:

-Меня заинтересовало…

— Более всего запомнилось…

— Хотелось бы узнать ещё…

Заполняют таблицу:

1 группа

(Невская битва)

2 группа

(Ледовое побоище)

1) Дата

2) Место

3) Команующие

4) Ход битвы

5) Итоги битвы

 

 

Расширим кластер с 5 до 10 понятий

 

 

 

 

 

Формулируют рассуждения, аргументируют свою точку зрения, за и против

ФОПД – групповая,

Метод – частично поисковый, репродуктивный, проблемный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Осуществляют

итоговый и пошаговый контроль деятельности по результату.

Коммуникативные:

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свою позицию. Договариваются и

приходят к общему

решению в результате

совместной работы.

 

Устные ответы, заполнение таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Домашнее

задание

 

Параграф № 19, вопросы после параграфа. Сделать кроссворд по теме «Александр Невский»

Записывают

Домашнее

задание

Индивидуальная

 

Регулятивные:

Принимают

учебную задачу

для самостоятельного

выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание, только СЕГОДНЯ!